ГлавнаяТестыHankook → Тест летних шин размера 225/45 R17 (2017)

Тест летних шин размера 225/45 R17 (2017)

Тест летних шин размера 225/45 R17 (2017)

Эксперты «За рулем» протестировали 12 комплектов летних шин для автомобилей гольф-класса в размере 225/45 R17. Текст: Сергей Мишин и Дмитрий Тестов.

У нас всё не так, как в Европе с ее хорошими дорогами. Например, там шины размерностью 225/45 R17 - самые распространенные, это начальный уровень для новых автомобилей гольф-класса. А у нас в такие обычно обувают мощные версии. А еще это самый доступный и распространенный тюнинг: на широких «лаптях» даже недорогая машина выглядит куда круче.

Есть спрос - будет и предложение. Выбор таких шин на нашем рынке огромен. В этой размерности представлены практически все бренды - от топовых до дешевых.

Список протестированных шин:

• Belshina ArtMotion HP

• Cordiant Sport 3

• Dunlop SP Sport FM800

• Goodyear Eagle F1 Asymmetric3

• GT Radial SportActive

• Hankook Ventus S1 evo2 K117

• Matador MP 47 Hectorra 3

• Nokian Hakka Blue 2

• Nokian Nordman SZ

• Pirelli PZero

• Toyo Proxes Sport

• Triangle Sportex

Шире круг

Давно у нас не было столь молодой «команды»: девять шин из двенадцати мы испытываем впервые!

Без топ-моделей не обойтись, ведь именно они задают верхнюю планку в итоговых результатах. К нашему великому сожалению, не успели попасть на тест новые шины Continental PremiumContact 6 и обновленные Pirelli P Zero (пришлось довольствоваться моделью предыдущего поколения по цене 8300 рублей за штуку, итальянского производства). Зато имеем пару других топовых новинок - покрышки Goodyear Eagle F1 Asymmetric 3 (6500 рублей) немецкого производства и Nokian Hakka Blue 2 (6200 рублей). Последняя пока финского происхождения, но в ближайшее время ее производство перенесут в российский Всеволожск.

Мы не могли отказаться от шин, лидировавших в прошлогоднем тесте, - это Hankook Ventus S1 evo2, разработанные в Корее, но изготовленные в Венгрии (5700 рублей). Страну восходящего солнца представляет новая шина Toyo Proxes Sport (5900 рублей), сделанная в Японии и дебютировавшая в этом сезоне на нашем рынке в ограниченном количестве типоразмеров. Еще один «японец», но таиландского происхождения - Dunlop SP Sport FM800 (5400 рублей). Matador Hectorra 3, она же MP 47, - модель бюджетной марки компании Continental; изготовлена во Франции, продается за 5000 рублей. Прошлогодняя новинка Nordman SZ российской «варки» чуть дешевле: 4900 рублей. Среди бюджетных - полностью отечественный Cordiant Sport 3 за 4700 рублей. Модель далеко не новая, но в этом типоразмере только-только появилась.

Большой интерес для читателей представляют китайские шины GT Radial SportActive (4500 рублей) и Triangle Sportex TSH11 (4000 рублей). А замыкает список Belshina Artmotion HP из Белоруссии (4000 рублей). Автомобилисты со стажем наверняка помнят, что в советские времена белорусские шины пользовались заслуженной популярностью.

Автомобиль-носитель выбрали под стать участникам теста - Volkswagen Jetta. Построенный на платформе Гольфа седан практически все шинники используют в своих внутренних тестах, поскольку для него характерны четкие реакции, хороший баланс управляемости и взаимосвязи с водителем.

Тесты проводили в конце лета 2016 года. Погода была жаркая, температура воздуха колебалась от 22 до 37 градусов. Место проведения испытаний - средняя полоса России, Поволжье, полигон АВТОВАЗа, расположенный на границе Самарской и Ульяновской областей.

На старт

К испытаниям приступаем, когда устанавливается безветренная погода. Начинаем со сложного заезда, объединяющего в себе несколько последовательных испытаний, - так удается сэкономить время на перестановке колес

Первый и самый прецизионный тест - оценка сопротивления качению.

Сначала прогреваем автомобиль и шины, двигаясь со скоростью 120-130 км/ч по спецдорогам полигона. Во время движения эксперты оценивают курсовую устойчивость Джетты на высокой скорости, совершают мягкие перестроения из одной полосы в другую, чтобы понять, как шины влияют на поведение машины. В летнее время десяти километров, или одного полного круга, по скоростному кольцу полигона АВТОВАЗа за глаза хватает, чтобы прогреть шины и все агрегаты тестового автомобиля, оценить его поведение на высокой скорости и выставить предварительные оценки за уровень шума и плавность хода.

Наилучшую управляемость Джетты на высокой скорости обеспечивают шины Pirelli: на них машина идеально держит заданное направление, не требуя корректировки, и демонстрирует очень четкие реакции при малейших поворотах руля. Вместе с тем плотная, налитая тяжестью баранка с отличной информативностью позволяет даже с закрытыми глазами понимать по возрастающему усилию на руле, насколько ты поворачиваешь руль и как сильно автомобиль уходит в сторону. Честно заслуженные девять баллов - такую оценку мы ставим крайне редко!

Самой неуверенной в этом упражнении оказалась Belshina - у Джетты тут же образовался размытый «ноль», стал пустым руль, начались рыскания по дороге. При корректировке направления - задержки в реакциях, большие углы поворота руля и неприятное подруливание задней оси в поворотах - того и гляди сорвется в занос. Обычно такой эффект дают очень мягкие зимние шины.

Шины прогреты - самое время приступать к замерам расхода топлива, которые мы проводим на двухкилометровом горизонтальном и прямом участке скоростной дороги. Три-четыре двойных «забега» в противоположных направлениях, и у нас появляются первые результаты. Через каждые несколько комплектов шин вновь проверяем те покрышки, которые назначили базовыми, - при изменении температуры воздуха и асфальта на два-три градуса нужно делать заезд на базовых шинах через каждые три зачетные покрышки, а если температура меняется на четыре-пять градусов - через каждые две. Это необходимо для последующей корректировки полученных замеров. А уже в конце дня определяем итоговые результаты путем пересчета полученных с учетом изменений в данных периодических замеров «печки» (то есть в результатах, показанных на базовых шинах).

Экономичнее всех оказались GT Radial, Matador и Nokian - с ними у Джетты расход при городском и загородном лимитах скорости наиболее скромный. Чуть бледнее выглядит Jetta на покрышках Triangle - эта модель конкурирует с ведущей тройкой лишь при 60 км/ч, а на «загородной» скорости уступает 0,1 л/100 км.

Позади всех - Cordiant: он проигрывает лидерам две «десятки» на сотню при загородном лимите скорости, и четыре - при городском. Конечно, разница незначительная, но она есть.

То яма, то канава

Теперь перемещаемся в северо-западный сектор полигона, на спецдорогу с трещинами и выбоинами. Проводим заезды на скоростях от 30 до 90 км/ч, чтобы оценить, как меняются плавность хода и внутренний шум.

Результаты вполне закономерны: широкие низкопрофильные шины в силу конструктивных особенностей - как правило, шумные и жесткие. Поэтому шесть участников «нашумели» лишь на шесть баллов, а пятеро заработали по семь. Восьми баллов (оценка «норма») удостоились лишь Nokian (за низкий уровень шума) и Goodyear (за плавность хода).

Самыми жесткими оказались шины GT Radial - внушительные толчки и сильные вибрации от дорожных неровностей бегают по полу кузова, сиденьям и органам управления. И это единственные шины, на которых у Джетты гремела обивка салона.

Перед заменой комплекта колес водители съезжают с асфальта на сыпучую грунтовку. Здесь, на 12-процентном подъеме, трогаясь и двигаясь с различной степенью буксования, эксперты оценивают эффективность тяги в различных режимах. Эта информация полезна для тех, у кого по дороге на дачу есть кусочек проселка. В итоговый зачет результаты не идут - мы их приводим исключительно для справки.

Увереннее всех гребут на грунтовом подъеме шины Cordiant, Matador, Hankook и Pirelli - все получили по семь баллов. А буксуют больше остальных Goodyear, GT Radial и Toyo - им эксперты поставили по пять баллов. Рожденный летать ползать не может!

Стой - раз, два…

Оценка тормозных свойств связана с повышенным износом шин. Несмотря на наличие АБС, при резком торможении передние грани шашек слегка скругляются. По этой причине сначала тормозим на мокром асфальте, где коэффициент сцепления ниже, а потому шины меньше «портятся», - затем повторяем тест на сухом. Но процедуры и на том и на другом покрытии схожи.

Сначала «зачищаем» зажатую конусами полосу торможения, произведя 15-20 торможений на незачетных шинах, - убираем с траектории пыль и мелкие камешки, на которых машина может «поскользнуться». И уже затем выполняем от шести до восьми торможений на тестовом комплекте, каждый раз тщательно остужая тормозные механизмы длинным холостым кругом.

Скорость начала торможения на мокром асфальте составляет 80 км/ч, на сухом - 100 км/ч (это стандартные «вешки» во всех шинных испытаниях). Заканчиваем замер, когда скорость падает до 5 км/ч, поскольку на меньшей скорости АБС работает некорректно - автоматика не всегда успевает растормозить колёса, а юз, как известно, удлиняет тормозной путь. Зафиксировать длину тормозного пути с высокой точностью позволяет измерительный комплекс VBOX, который функционирует, опираясь на данные спутников GPS и ГЛОНАСС. Главное, чтобы над головой было чистое небо.

На торможении Pirelli обыгрывает всех, что называется, в одни ворота - и на мокрой дороге, и на сухой. На мокром асфальте Nokian повторяет ее показатель, но на сухом уступает чуть больше метра, откатываясь на четвертую позицию. Посуху второй результат с отставанием от лидера на 0,4 метра - у покрышек Goodyear. Примечательно, что по результатам и «сухого», и «мокрого» торможений в первой четверке собрались одни и те же шины - к трем вышеупомянутым присоединился Hankook.

Самый длинный тормозной путь на мокром асфальте - у шин Matador: они уступают лидеру более четырех метров. На сухом позади всех Cordiant, проигравший лидеру почти четыре метра

Любопытно, что на сухом покрытии разница между участниками - чуть больше 10%. На мокром разрыв существеннее - свыше 15%. Именно мокрый асфальт является камнем преткновения при поиске производителями компромисса между результатом и затратами (разработка и изготовление смесей, стоимость компонентов).

Прыжки в сторону

Осталось проверить, как испытуемые относятся к экстремальному маневрированию. На наших дорогах это крайне важно - а иначе как ямы объезжать? Залог успеха - быстрые реакции на повороты руля, устойчивость и взаимопонимание между водителем и автомобилем. Смоделировать такую ситуацию нам помогает маневр «переставка», или «однократная смена полосы».

Выполняем самое короткое (и, соответственно, медленное) из бывших гостовских упражнений по оценке управляемости автомобиля: длина коридора, в котором надо перестроиться, составляет всего 12 метров. Есть также 16-, 20- и 24-метровая «переставки», но в наиболее короткой шины максимально нагружены боковыми силами, поскольку маневр самый резкий, с большими углами поворота руля.

Упражнение «переставка» выполняем дважды - на мокром асфальте и на сухом. В обоих случаях испытатель делает по 15-20 повторов, последовательно увеличивая скорость. В итоге получаем максимальное значение, при котором автомобиль остается в пределах входного коридора, не сбивая вешки. Скорость автомобиля в выходном коридоре фиксирует беспристрастный VBOX.

Самую высокую скорость на мокром покрытии Jetta показала на шинах Pirelli, на сухом - на покрышках Hankook. Самая низкая скорость - соответственно на шинах Matador и Cordiant. Пальма первенства по управляемости при экстремальном маневрировании на обоих покрытиях принадлежит Pirelli. Эксперты удостоили эти шины девяти баллов. И на мокрой дороге, и на сухой эти покрышки наполняют баранку информативным усилием, а Jetta радует четкими реакциями, надежным и понятным поведением даже при очень резких действиях рулем.

Наибольшие сложности с удержанием автомобиля на мокрой дороге возникли на шинах Cordiant, GT Radial и Matador. Эксперты отметили задержки в реакциях, повышенные углы поворота баранки и низкую информативность, а также опасный глубокий занос во втором коридоре, требующий от водителя мгновенных парирующих действий рулем.

На сухом асфальте сложнее всего резко сменить полосу на шинах Cordiant - замечания те же, что и на мокром, но занос не столь глубокий, хотя и требующий незамедлительной корректировки.

Кто кого?

Прежде чем подводить итоги, напомним о корректировке системы подсчета итоговых баллов. В этом году мы подняли весомость оценки тормозных свойств до 500 баллов (увеличили до 260 баллов для мокрого асфальта и до 240 - для сухого), уменьшив весомость максимальной скорости на переставке. Суммарная оценка поведения автомобиля с учетом курсовой устойчивости, управляемости и скорости на переставке тянет на 330 баллов. Считаем, что теперь баланс между торможением и поведением при маневрировании более логичен.

Первое место со значительным отрывом от конкурентов занимает Pirelli P Zero - самые «драйверские» шины, способные дарить удовольствие от управления автомобилем в любых условиях и режимах. Если позволяет кошелек, а безупречный комфорт не является маниакальной идеей, это лучший выбор. Интересно, какой будет обновленная покрышка Pirelli P Zero, которая выходит на рынок этой весной?

На второй позиции - Nokian Hakka Blue 2. Проигрывает победителю теста совсем немного. В характеристиках уступает самую малость, зато немного экономичнее и ком-фортнее. Да и по соотношению цены и качества лучше. Рекомендуем присмотреться.

Набрав одинаковое количество баллов и разделив третью и четвертую ступени расширенного пьедестала, скучковались шины Goodyear Eagle F1 Asymmetric 3 и Hankook Ventus S1 evo2, тоже попавшие в категорию отличных шин. Очень похожи одна на другую своими характеристиками, замечания к обеим незначительные. Чаша весов при выборе может качнуться в пользу более доступного Ханкука.

В категорию «очень хорошие шины» попали Toyo Proxes Sport (889 баллов и пятое место), Nordman SZ (882 балла) и Dunlop SP Sport FM800 (875 баллов). По всем показателям, вплоть до комфорта, они весьма близки. Но Toyo обеспечивает более высокую курсовую устойчивость и больше подойдет для дальних поездок, а грунтовка для всех шин допустима в минимальных дозах. По соотношению цены и качества Nordman соблазнительнее остальных.

Следующая тройка - из разряда «хорошие шины»: Belshina Artmotion HP и Triangle Sportex TSH11, набравшие по 865 баллов и поделившие восьмое-девятое места, а также чуть приотставшая GT Radial SportActive (847 баллов). Несмотря на разницу в итоговых баллах, обе китайские шины по «характеру» схожи, как близнецы. Покрышку Belshina в силу значительных замечаний в адрес курсовой устойчивости рекомендуем только для городских скоростей, хотя тормозит она чуть лучше «близнецов» и на сухой, и на мокрой дороге. К тому же она немного комфортнее, а значит лучше адаптирована к неровным дорогам. «Двойня» из Китая (у них даже тормозные пути и на сухом, и на мокром асфальте одинаковы!) порадует в дальних поездках довольно высокой курсовой устойчивостью, но только если дороги хорошие - обе шины не блещут плавностью хода. Все трое не жалуют резкого маневрирования на мокром асфальте, а GT Radial не любит этого и на сухом. Впрочем, у них есть козырь в рукаве - они способствуют экономии топлива. По соотношению цены и качества Belshina и Triangle немного привлекательнее (обе в самый раз для минимального бюджета).

Последние строчки занимают шины Matador Hectorra 3 (834 балла) и Cordiant Sport 3 (826 баллов). Они чуть дороже тех, что заняли более высокие позиции, и при этом уступают им в возможностях. В активе у Матадора - высокая топливная экономичность, удовлетворительные курсовая устойчивость и уровень комфорта, в пассиве - самые скромные тормозные свойства на мокрой дороге. Cordiant может похвастаться удовлетворительным сцеплением на мокром асфальте. Уверенное движение по грунтовке обеспечивают обе шины.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ

При всей важности технических характеристик шин не менее значимым фактором при выборе является цена. Мы построили диаграмму, которая наглядно показывает отношение цены каждой шины к количеству набранных ею баллов. Чем «дешевле» каждый балл, тем выгоднее для покупателя. И тут уж каждый решает сам: взять шину попроще, с лучшим соотношением цены и качества, - или не поскупиться и приобрести покрышки с наилучшими характеристиками. Выбирайте!

Расстановка шин по соотношению цены и качества

Источник: «За рулем». Авторы: Сергей Мишин и Дмитрий Тестов